главная
сведения об образовательной организации
 
новости
общая информация
правила приема
учебная работа
научная работа
лечебная работа
публикации
форум
 
поиск


Педиатрический факультет
Саратовского государственного медицинского университета


Администрация
Аверьянов Андрей Петрович — декан факультета, доктор медицинских наук, доцент.
Декан факультета А. П. Аверьянов
Декан факультета
А. П. Аверьянов
Кошкин Алексей Петрович — заместитель декана, кандидат медицинских наук, доцент.

Лёвин Дмитрий Юрьевич — заместитель декана, кандидат медицинских наук.

Решетова Елена Николаевна — документовед.

Контактная информация
Телефон:
(845-2)-66-97-33
Электронная почта:

Педиатрический факультет нашего университета является одним из старейших в России.

Особенностью обучения на факультете является то, что наряду с базовыми знаниями, общими для студентов всех факультетов, студент педиатрического факультета должен изучить особенности здорового и больного ребенка. В нашей стране уже десятилетия существует уникальная система подготовки педиатров высокого класса. Сейчас мировая медицинская общественность все более утверждается во мнении, что Россия обладает уникальным опытом подготовки высококвалифицированных врачей-педиатров с минимальными затратами и в наикратчайшие сроки.

Педиатрический факультет основан в 1930 году. В то время он именовался „факультетом охраны материнства и детства“. В послевоенные годы в университете проводилась большая работа по укреплению факультета. Организована кафедра детских инфекционных болезней, которую возглавляла профессор Е. И. Желябовская, а с 1964 года — Н. Р. Иванов (в последующем — член корреспондент АМН СССР, в течении 29 лет руководивший СГМУ). В 1949 году база педиатрического факультета укреплена созданием новых кафедр: пропедевтики детских болезней, факультетской педиатрии, госпитальной педиатрии. В 1959 году в строй вступил лечебный корпус для педиатрических клиник на 360 коек — основная база преподавания клинической педиатрии. В 1937 году организована кафедра детской хирургии, которую возглавил профессор Н. В. Захаров — один из пионеров детской хирургии в стране.


Становление педиатрической школы пришлось на 60—70 годы и связано с плодотворной работой профессоров Л. А. Лисенковой (кафедра пропедевтики детских болезней), Л. Е. Лагутиной (кафедра факультетской педиатрии), В. С. Андреевой (кафедра госпитальной педиатрии). Сложились основные научные направления: кафедра пропедевтики детских болезней — детская эндокринология; кафедра факультетской педиатрии — детская нефрология; кафедра госпитальной педиатрии — детская гастроэнтерология. Приоритетными направлениями на кафедре детской хирургии, возглавляемой доцентом Г. М. Славкиной, а с 1976 г. профессором В. Ф. Горяиновым, являлись лечение гнойно-септических заболеваний и политравмы, хирургия мочевыводящих путей.


В 90-е годы началась смена поколений. К заведованию кафедрами пришли молодые профессора, продолжающие сложившиеся традиционные направления кафедр и обогатившие их новыми идеями. Заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней — проф. Н. Е. Болотова — нутрициология детского возраста, восстановительная медицина, кафедра факультетской педиатрии — В. И. Горемыкин (с 1997 по 2002 гг. — ректор СГМУ) — психологические аспекты педиатрии, кафедра госпитальной педиатрии — проф. А. С. Эйберман — эндоскопическая диагностика, муковисцидоз. В 1986 году основана кафедра поликлинической педиатрии (зав. кафедрой проф. Ю. В. Черненков), основное научное направление — вопросы реабилитации детей при соматической патологии в условиях поликлиники, неонатология. На кафедре детской хирургии под руководством доцента Ю. В. Филиппова наряду с традиционными направлениями получили развитие детская эндокринная и эндоскопическая хирургия. В настоящее время в клинике хирургии детского возраста (зав. кафедрой — профессор Д. А. Морозов) функционирует центр детской уроандрологии, детской эндокринной хирургии; одними из приоритетных направлений работы являются также: эндоскопическая хирургия, неонатальная хирургия, пластическая хирургия врожденных пороков развития головы и шеи.


На педиатрическом факультете обучается более 1000 студентов. Обучение ведется в несколько этапов. На первых трех курсах изучаются предметы гуманитарного и медико-биологического профиля, на 4-м и 5-м — медико-профилактические и общепрофессиональные клинические дисциплины. Дисциплины специальности изучаются в течение 4 лет (с 3 по 6 курсы), и на шестом курсе студенты сдают итоговый междисциплинарный экзамен по всем основным разделам педиатрии и детской хирургии. По окончании университетской программы выпускники получают квалификацию — врач-педиатр.


Педиатрический факультет имеет уникальную клиническую базу — детский корпус (№ 4) Клинической больницы № 3 СГМУ. Там же расположены и специализированные кафедры — патологической анатомии, хирургии детского возраста, оториноларингологии, лучевой диагностики и лучевой терапии, анестезиологии и реаниматологии.


Практическая подготовка будущих врачей начинается со 2-го курса, когда студенты овладевают навыками ухода за здоровыми и больными детьми в качестве помощника медицинской сестры. По окончании 3-го курса проводится обязательная месячная медсестринская практика.


В течение 5 недель после четвертого курса — врачебная практика в стационарах (по педиатрии, хирургии, терапии, акушерству и гинекологии), и после 5-го курса — работа помощником врача (поликлиническая практика).

После получения диплома необходимо пройти годичную специализацию — интернатуру в крупных областных и городских больницах, сдать сертификационный экзамен, и только после этого молодой врач получает законное право лечить больных детей. Такой многоступенчатый контроль за качеством подготовки педиатра обусловлен высочайшей ответственностью за жизнь и здоровье ребенка.

Вся система обучения на педиатрическом факультете обеспечивает подготовку квалифицированных детских врачей. Факультет проводит необходимую коррекцию учебных планов, имея конечную цель — совершенствование подготовки педиатра, способного успешно работать в сложившейся системе здравоохранения. В соответствии с мировыми тенденциями на первые курсы вынесена часть критически важных для практической подготовки предметов — первичная реанимация, первичная помощь при катастрофах, проблемы СПИД; введено преподавание психологии развития, питания ребенка.


Основой подготовки педиатра является работа у постели больного, что обеспечивается наличием собственной клинической базы, высокой профессиональной квалификацией преподавателей, имеющих, как правило, высшую и первую врачебную категории, и являющихся ведущими специалистами в своих отраслях медицины.


За время обучения студенты могут реализовать свои индивидуальные склонности в различных аспектах врачебной деятельности: на каждой кафедре функционируют студенческие научные кружки, где можно заниматься исследовательской работой, углубляя свои знания и практическую подготовку. Работы студентов педиатрического факультета неоднократно отмечались дипломами межрегиональных и всероссийских научных конференций с международным участием. Студенческий научный кружок кафедры хирургии детского возраста является бессменным победителем всероссийских конкурсов и олимпиад.

Важным разделом работы для будущего врача-педиатра имеет гуманизация самостоятельной работы. Студенты ухаживают за детьми-сиротами в Доме ребенка, детьми из социально неблагополучных семей. Традиционными стали праздничные представления, организуемые студентами факультета для детей в педиатрических клиниках.

Воспитательная работа, проводимая на факультете, направлена на обеспечение гармоничного физического и духовного развития студентов, повышение их культурного уровня, воспитание нравственных качеств, необходимых в работе врача.

Команда педиатрического факультета неоднократно становилась победителем внутривузовских соревнований по легкой атлетике, лыжным гонкам, в университетской спартакиаде. Команда КВН является чемпионом межфакультетских игр СГМУ.

 

Copyright © 2000–2017://Саратовский государственный медицинский университет
Веб-мастер://webmaster@sgmu.ru