Содержание дисциплины, учебные программы

В настоящее время образовательная деятельность кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины включает:

  • преподавание по программе высшего образования (специалитет) на лечебном факультете;
  • преподавание по программам высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре);
  • преподавание по программам дополнительного профессионального и непрерывного образования врачей (на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации);
  • по программам подготовки медицинских сестер с высшим образованием в Институте сестринского образования.

Помимо теоретической подготовки, обязательным компонентом преподавания являются различные виды практик, занятия в симуляционном центре.

Кафедра является выпускающей по специальностям „Лечебное дело“, „Сестринское дело“, „Общая врачебная практика (семейная медицина)“.

На кафедре обучаются студенты 5–6 курсов лечебного факультета, студенты 5–6 курсов на отделении с билингвальным обучением по специальности „Лечебное дело“, дисциплина „Поликлиническая терапия“, а также студенты Института сестринского образования по дисциплинам: „Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи“, „Основы медицинской реабилитологии“, „Организация паллиативной помощи“, „Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни“. Кроме того, кафедра занимается подготовкой специалистов первичного звена здравоохранения — врачей общей практики (семейных врачей), участковых терапевтов, врачей отделений профилактики, медицинской реабилитации поликлиник, дневных стационаров поликлиник, терапевтов женских консультаций.

За время существования кафедры в рамках работы на факультете повышения квалификации и переподготовки специалистов были разработаны программы и проводились информационные и сертификационные циклы по актуальным проблемам оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению для участковых терапевтов, заведующих терапевтическими отделениями поликлиник, заведующих отделениями профилактики, отделениями медицинской реабилитации поликлиник, а также циклы для подростковых врачей, реабилитологов МСЭК. Проводились циклы по геронтологии и гериатрии, по актуальным проблемам профилактической медицины, вопросам клинико-экспертной работы, в том числе военно-врачебной экспертизы призывников, реабилитологии, проблемам патологии подросткового возраста, паллиативной помощи, экстрагенитальной патологии при беременности. Осуществлялась подготовка преподавателей медицинских училищ по вопросам терапии. С 2006 года в рамках реализации приоритетного национального проекта „Здоровье“ кафедра участвовала в циклах по подготовке врачей амбулаторно-поликлинического звена по терапии, в том числе на выездных циклах (Липецкая область, Пензенская область, Саратовская область).

За 2007–2011 гг. проведено циклов повышения квалификации врачей: первичной профессиональной подготовки ПП -12, общего усовершенствования врачей первичной медико-санитарной помощи ОУ-16 и тематического усовершенствования ТУ-15. Подготовлено врачей первичного звена здравоохранения- 516 чел., в том числе: врачей общей практики (семейных врачей) -215 чел., участковых терапевтов — 301 чел., терапевтов женских консультаций — слушателей цикла „Экстрагенитальная патология и беременность“ — 13 чел.; ординаторов по специальности „Общая врачебная практика“ — 21 чел., ординаторов терапевтического профиля-158 чел., интернов — 336 чел.

За 2012–2016 г. было проведено 29 циклов; подготовлено врачей, прошедших обучение по поликлинической терапии, общей врачебной практике, профилактике ХНИЗ и диспансеризации: Первичная профессиональная переподготовка — 5 циклов; 100 специалистов; Общее усовершенствование врачей первичного звена здравоохранения — 7 циклов; 147 чел.; Тематическое усовершенствование врачей первичного звена здравоохранения — 3 цикла; 40 чел.; Интерны и ординаторы — 14 циклов; 589 чел.


Врачи ИПКВК и ДПО.

Непрерывное медицинское образование

Непрерывное медицинское образование (НМО) представляет собой новую форму повышения квалификации медицинских работников по специальностям „Терапия“ и „Общая врачебная практика (семейная медицина)“. НМО отличает непрерывность образования, модульный принцип построения образовательных программ как в форме семинаров, так и с использованием дистанционных, электронных и симуляционных технологий, что позволяет выстроить индивидуальный (персональный) план для каждого врача и обеспечивает получение знаний, навыков, умений и компетенций, соответствующих требованиям специалиста.

С 2018 года начато преподавание в системе непрерывного медицинского образования. Сотрудниками кафедры подготовлены следующие циклы по специальностям „Общая врачебная практика(семейная медицина)“ и „Терапия“ в рамках непрерывного медицинского образования:

  • „Профилактика, диспансеризация и диспансерное наблюдение в практике врача поликлиники“, 36 ч.;
  • „Медико-социальная реабилитация пациентов“, 36 ч.;
  • „Паллиативная помощь в амбулаторно-поликлинической практике“, 36 ч.;
  • „Экстрагенитальная патология и беременность“, 36 ч.

Организация учебного процесса

Для организации и ведения образовательного процесса в распоряжении кафедры, на 8 клинических базах имеются лекционная аудитория на 200 посадочных мест, оснащенная современной мультимедийной техникой; учебные комнаты, предназначенные для проведения теоретических и практических занятий и оборудованные учебными и информационными стендами, таблицами, компьютерной техникой.

В учебном процессе широко используются учебные и методические пособия, национальные рекомендации и интернет-ресурсы. Практические занятия по смежным специальностям у ординаторов проводятся в узкопрофильных отделениях с использованием современного инструментария и в симуляционном центре.

Оснащение необходимым для учебного процесса оборудованием постоянно корректируется с учетом тенденций развития отечественной и зарубежной медицины и средств доставки информации. Материально-техническая база кафедры постоянно обновляется в целях соответствия требованиям реализации специальностей в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами.

Интернет-ресурсы

  • Электронно-библиотечная система „Консультант студента“.
  • Электронно-библиотечная система E-library.
  • База данных „Консультант врача. Электронная медицинская библиотека“.
  • Сервис по обнаружению и профилактике заимствований в студенческих диссертационных работах.

Студенты имеют возможность ознакомиться с наиболее распространенными формами патологии внутренних органов и смежной патологии по обращаемости в поликлинику, приобрести опыт профилактической и реабилитационной работы. Студенты закрепляют теоретические знания во время работы на врачебном участке, на приеме и на вызовах, в дневном стационаре поликлиник и во время летней производственной практики.

Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы. Основное учебное время выделяется на практическую работу по усвоению теоретических знаний, приобретению практических навыков и умений.

При изучении учебной дисциплины используется весь ресурс основной и дополнительной литературы, лекционного материала, наглядных пособий и демонстрационных материалов и осваиваются практические умения, приобретаемые в ходе работы с демонстрационными визуальными пособиями, решением ситуационных задач.

Специфика подготовки специалистов по дисциплине „Поликлиническая терапия“ заключается в соблюдении преемственности обучения. Практическое освоение всех аспектов работы участкового врача-терапевта начинается с 5-го курса и продолжается на 6-ом курсе. Преподавание дисциплины „Поликлиническая терапия“ в течение учебного года проводится после изучения дисциплины „Внутренние болезни“ и тем самым является продолжением развития клинического мышления студентов. При этом одновременно студенты на практике знакомятся с организацией терапевтической помощи населению в амбулаторно-поликлинических условиях, ее диагностическими, лечебно-профилактическими, реабилитационными и другими возможностями, а также в условиях общей врачебной практики.

В процессе обучения предусматривается на 5-ом курсе ознакомление с организацией терапевтической помощи в амбулаторных условиях на базе городской клинической поликлиники, общими вопросами медико-социальной экспертизы, содержанием и объемом работы участкового врача-терапевта, методикой амбулаторного приема пациентов, амбулаторными аспектами диагностики и тактики участкового врача-терапевта при отдельных терапевтических заболеваниях с клиническим разбором пациентов. Особое внимание уделяется первичной и вторичной профилактике основных терапевтических заболеваний с изучением основ здорового образа жизни, выделения групп повышенного риска развития неинфекционных заболеваний у пациентов и целенаправленной работы с ними. Студенты знакомятся с методикой амбулаторного приема пациентов в поликлинике и оформлением основной медицинской документации, написанием учебной медицинской карты амбулаторного больного и проведением клинических разборов пациентов по теме занятия с преподавателем. Полученные знания закрепляются во время летней производственной практики.

На 6-м курсе продолжается обучение студентов поликлиническим аспектам диагностики и врачебной тактики при ряде терапевтических заболеваний с обязательным клиническим разбором пациентов с преподавателем и решением ситуационных клинических задач. При этом основное внимание уделяется ранним симптомам и симптомокомплексам, их значимости в диагностике, возможностям амбулаторного обследования пациентов, интерпретации результатов исследований, формулировке диагноза, особенностям лечения, диспансеризации пациентов и медико-социальной экспертизе.

К окончанию цикла студент осваивает должностные обязанности участкового врача-терапевта (амбулаторный прием и выполнение визитов к пациентам на дом, оформление медицинской документации, в т.ч. листков и справок о временной нетрудоспособности, проведение диспансеризации и др.), а также знакомится с особенностями общей врачебной практики (семейной медицины), принимает участие в работе врачебно-консультационной комиссии, знакомится с работой других врачей-специалистов поликлиники и работой отделения дневного пребывания поликлиники.

Практические занятия проводятся в виде аудиторной работы с компьютерной техникой, изучения кейс-технологий, демонстрации учебных таблиц и использования наглядных пособий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания по алгоритму методических разработок кафедры, разбора клинических больных.

Полученные знания закрепляются во время клинической практики „Помощник участкового врача-терапевта“.

Самостоятельная работа в процессе подготовки к практическим занятиям

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, к входным, текущим, промежуточным контролям и включает индивидуальную аудиторную и внеаудиторную работу с наглядными материалами, учебной основной и дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет, решение ситуационных задач, написание рефератов.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине „Поликлиническая терапия“ и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для обучающихся и методические указания для преподавателей

Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно решают ситуационные задачи, тесты; ситуации-кейс, выполняют активные визиты к пациентам на дом, оформляют медицинскую документацию, принимают участие в работе врачебно-консультационной комиссии, знакомятся с работой других врачей-специалистов поликлиники и работой отделения дневного пребывания поликлиники и представляют рефераты и выполненные творческие работы.

Написание учебной медицинской карты амбулаторного больного способствуют формированию умений работы с учебной литературой, систематизации знаний, способствуют формированию общекультурных и профессиональных навыков (умений).

Освоение дисциплины способствует формированию коммуникативных навыков будущего врача, воспитанию у обучающихся навыков общения с пациентом и его родственниками. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию корректного поведения, аккуратности, дисциплинированности.

Оценка текущей успеваемости студентов

На 1–4 курсах ИСО, 5 и 6 курсах лечебного факультета в полном объеме внедрена балльно-рейтинговая система оценки знаний и умений студентов.

Организация итоговых занятий

Исходный уровень знаний обучающихся определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время клинических разборов, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

В конце изучения учебной дисциплины проводится промежуточная аттестация с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач.

Вопросы по учебной дисциплине включены в Итоговую государственную аттестацию выпускников.

Методическая работа

Сотрудниками кафедры разработаны компьютерные обучающие (с разветвленным алгоритмом решения) и контролирующе-обучающие программы для студентов и слушателей ИДПО.

Образовательный процесс для студентов всех курсов и факультетов обеспечен рабочими программами и фондами оценочных средств по предмету, разработанными обучающими модулями по преподаваемым дисциплинам. Создана электронная библиотека кафедры на дисках. На кафедре оборудован компьютерный класс, оснащенный программными обучающими и контролирующими средствами обучения, в том числе собственными разработками сотрудников кафедры.

Кафедра оснащена собственной библиотекой, фонд которой насчитывает значительное количество учебных пособий, монографий периодической литературы, учебно-методических рекомендаций, которые используются на учебных занятиях. За время существования кафедрой выпущено около 20 тематических сборников по основным проблемам развития амбулаторно-поликлинической помощи и общей врачебной практики.

В учебном процессе и внеаудиторной работе используются имеющиеся на кафедре методические разработки, приказы, таблицы, слайды, тематические стенды. Сотрудниками кафедры составлены, постоянно обновляются и используются в учебном процессе по всем дисциплинам банки тестов и ситуационных задач.

Олимпиада „Ступень к вершине профессионального мастерства“ для студентов Института сестринского образования

Еще в 1966 году Комитет экспертов ВОЗ по сестринскому делу высказал идею, что „медсестры должны иметь возможность развития и совершенствования своих способностей с тем, чтобы оказывать наиболее квалифицированную помощь населению, а также развивать профессиональное мышление для принятия самостоятельных решений, основанных на научных, клинических и организационных принципах“.

По мнению экспертов, следует научить медсестер аналитически мыслить, совершенствовать их профессиональные знания и практические навыки.

Для осуществления этих целей на кафедре поликлинической терапии проводится олимпиада для студентов 3 курса Института сестринского образования, обучающихся по курсу „Сестринское дело в семейной медицине“. Олимпиада „Ступень к вершине профессионального мастерства“ состоит из конкурсов, включающих в себя:

I — решение ситуационных задач;
II — определение по слайд-шоу предполагаемой патологии;
III — вопросы на знание полученного материала;
IV — вопросы на эрудицию;
V — знание латинских высказываний;
VI — культура и медицина.

Результаты оцениваются по балльной системе. Победители и призеры олимпиады награждаются грамотами ректора СГМУ. Результаты, показанные на олимпиаде, учитываются в качестве бонусных баллов рейтинга по дисциплине. Проведение олимпиады стимулирует студентов к углубленному изучению предмета, развитию аналитического мышления.