На кафедре проводится преподавание дисциплины по специальности „оториноларингология“ студентам 4-го курса лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического факультетов, клиническим ординаторам, ученикам медицинского колледжа, слушателям ФПК ППС.

Подготовка осуществляется через организацию и планирование учебного процесса в соответствии с учебным планом с внедрением современных форм и методов обучения, а также контроля знаний:

  • тестовый контроль — на кафедре применяются различные методы тестирования
  • ситуационные задачи с применением рентгенограмм, КТ-грамм, аудиограмм

В процессе обучения активно используются такие средства, как видеофильмы, мультимедийные курсы лекций, компьютеризированный тестовый контроль, а также другие электронные образовательные ресурсы.

Важным разделом деятельности кафедры является усовершенствование профессиональных знаний врачей, ежегодно проходят обучение около 60 дипломированных специалистов из различных регионов РФ.

Материально-техническое обеспечение

Для обеспечения учебного процесса в распоряжении кафедры находятся: аудитория, 7 учебных комнат, библиотека, персональные компьютеры, мультимедийный проектор, муляжи, тематические таблицы, слайдотека, набор тестовых заданий и ситуационных задач, мультимедийные лекции, методические рекомендации для преподавателей и студентов.

Учебные мультимедийные пособия используются на лекциях и практических занятиях:

  • фильмы методики осмотра, строения и изучения слухового анализатора
  • фотографии изучаемой ЛОР-патологии
  • компьютерные тесты

Учебный процесс осуществляется в 2 отделениях клиники оториноларингологии: взрослом (60 коек) и детском (40 коек), а также в консультативно-диагностическом отделении (около 9 тысяч посещений в год).

На кафедре имеются муляжи гортани, уха, муляж головы для отработки передней и задней тампонад носа, наборы инструментов для осмотра ЛОР-органов, хирургический виртуальный симулятор Asclepia, отоскопический симулятор VOS.

(симулятор Asclepia)

(симулятор VOS)

Методическое обеспечение

Рабочие программы по специальности „оториноларингология“ для лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического факультетов, факультета усовершенствования врачей разработаны в соответствии с Примерной программой по дисциплине „оториноларингология“ Министерства образования РФ для студентов медицинских вузов (Москва, 2003 г.).

Преподавание проводится с учетом специфики факультета (педиатрический — рассматриваются особенности ЛОР-патологии в детском возрасте, врожденная патология; стоматологический — смежная оториноларингологическая и стоматологическая патология; медико-профилактический — профилактическая направленность в преподавании дисциплины).

В учебном процессе используются новейшие достижения оториноларингологии (информация с международных форумов, отечественной и зарубежной литературы). Основные темы — патология носа и околоносовых пазух, глотки, гортани и трахеи, уха, неотложная помощь, новообразования ЛОР-органов, современные методы диагностики, консервативного и хирургического лечения.

Самостоятельная работа студентов заключается в курации больных, написании студенческой истории болезни, освоении практических методик, просмотр видеофильмов; во внеучебное время — это посещение экстренных дежурств, использование компьютерных материалов и материалов для самоподготовки, работа в библиотеке (в том числе в библиотеке кафедры).

Практические навыки, формируемые на кафедре, включают:

  1. Методика осмотра носа (наружный осмотр, пальпация, эндоскопический осмотр).
  2. Методы исследования околоносовых пазух.
  3. Приготовление носовых ватодержателей.
  4. Смазывание носовых ходов.
  5. Зондирование полости носа.
  6. Взятие мазков из носа.
  7. Инсуффляция лекарственных веществ в нос.
  8. Тампонада носа с целью остановки кровотечения (передняя и задняя).
  9. Удаление инородных тел из носа.
  10. Наложение пращевидной повязки на нос.
  11. Туширование кровоточащей зоны 30% нитратом серебра, 4% трихлоруксусной кислотой.
  12. Оценить рентгенограмму или томограмму носа и околоносовых пазух.
  13. Методика осмотра носоглотки, ротоглотки, гортаноглотки (наружный осмотр, пальпация, эндоскопический осмотр).
  14. Приготовление глоточных ватодержателей. Смазывание глотки.
  15. Взятие мазка из глотки.
  16. Инсуффляция лекарственных веществ при заболеваниях глотки.
  17. Промывание лакун небных миндалин.
  18. Наложение согревающего компресса области шеи.
  19. Методика осмотра гортани (наружный осмотр, пальпация, эндоскопический осмотр, прямая, непрямая ларингоскопия).
  20. Техника трахеостомии, коникотомии, показания.
  21. Обращение с трахеотомической трубкой.
  22. Оценить рентгенограмму или томограмму глотки, гортани.
  23. Методика удаления инородных тел уха.
  24. Туалет уха.
  25. Техника введения в ухо турунд с лекарственными веществами.
  26. Промывание уха.
  27. Продувание слуховых труб по Политцеру.
  28. Наложение согревающего компресса области уха.
  29. Методика осмотра (наружный осмотр, пальпация, эндоскопический осмотр).
  30. Методы исследования слуха (шепотной, разговорной речью, камертональные тесты Ринне, Швабаха, Вебера, отолитовая рнакция Воячека, аудиометрия).
  31. Методы исследования функций вестибулярного анализатора (стато-кинетические пробы, вращательные пробы, калорическая проба).
  32. Оценить рентгенограмму или томограмму височных костей, аудиограмму.

На кафедре имеются методические разработки для преподавателей по всем темам практических занятий со слушателями факультета усовершенствования врачей. Для студентов имеются учебно-методические материалы по всем темам рабочей программы.

Студенческий научный кружок

На кафедре работает студенческий научный кружок. Руководителем кружка является ассистент В.Н. Кучмин. Студенты посещают экстренные дежурства, отрабатывают практические навыки, осваивают основные манипуляции, регулярно выступают на студенческих конференциях, учавствуют в олимпиадах.

Во время заседаний кружка повышаются теоретические знания по дисциплине, развивается клиническое мышление. Студенты используют материально-техническую базу кафедры, а также пользуются библиотекой.

За последние 5 лет 6 студентов получили дипломы первой, второй и третьей степени на конференциях СГМУ и других вузов. Публикаций студентов с преподавателями — 15 в сборниках печатных статей, электронных интернет-конференциях, журналах их списка ВАК.