;

«Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины»

23 октября 2025

Сотрудники СГМУ приняли участие в V Международном научно-практическом форуме «Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины».

Симпозиум «Научно-педагогическая школа терапии Саратовского государственного медицинского университета им В.И. Разумовского» был организован НМИЦ терапии и профилактической медицины Минздрава России при поддержке Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний, Российского научного медицинского общества терапевтов. Ведущая идея форума – «Единая образовательная среда - вектор развития профессионализма специалистов».

В форуме приняли участие представители 6 терапевтических кафедр СГМУ. Во вступительном слове директор Института клинической медицины, заведующая кафедрой терапии с курсами кардиологии, функциональной диагностики и гериатрии Татьяна Липатова подчеркнула, что Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского является старейшим медицинским вузом России, с богатым опытом терапевтической школы. Также она рассказала об активном развитии в СГМУ системы постдипломной подготовки врачей терапевтов, стоящим целям и задачам. При этом были выделены сильные стороны образовательного процесса в СГМУ: профессионализм преподавательского состава, актуальность образовательных программ, практическая направленность обучения, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Заведующий кафедрой факультетской терапии Юрий Шварц выступил с докладом «Научно-педагогическая школа Н.А. Ардаматского: взгляд в будущее». В докладе был отражен вклад профессора Н.А. Ардаматского в воспитание студентов, развитие у них клинического мышления, а также в разработку методологических аспектов при подготовке врача-терапевта. Особое внимание докладчик уделил вопросам медицинского образования в эпоху искусственного интеллекта, взаимодействию врача с искусственным интеллектом и возникающим при этом рисках и проблемах, в частности, профилактике «эффекта деградации навыков» врача при работе с ИИ.

В докладе заведующей кафедрой терапии, гастроэнтерологии и пульмонологии д.м.н., профессора Ирины Козловой были освещены вопросы развития гастроэнтерологической школы СГМУ в историческом ракурсе и на современном этапе. Были выделены инновации в лечебном процессе, в частности, использование регистра пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника в Саратовской области, сотрудничество с центром трансплантации печени на базе НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. В.И. Шумакова, наблюдение и лечение пациентов посттрансплантационном периоде. Среди инноваций в подготовке специалистов-гастроэнтерологов названы: олимпиады, деловые игры, видеоролики, созданные сотрудниками кафедры; учебные курсы на платформе Webinar.ru, канал кафедры на Rutube; организация школы мастерства «Современная гастроэнтерология».

Современные подходы к подготовке врачей-лечебников, терапевтов и врачей общей практики в рамках реализации новых национальных проектов в области здравоохранения были представлены в докладе заведующей кафедрой поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины Галины Шеметовой. Было отмечено, что запуск Федерального проекта «Здоровье для каждого» и новых национальных проектов – «Продолжительная и активная жизнь», «Семья» и «Новые технологии сбережения здоровья» – это системный запрос на врача нового типа: врача-управленца здоровьем, который владеет цифровыми инструментами, мыслит категориями жизненного цикла семьи, и чьей главной целью является не просто лечение болезни, а сохранение здоровья и активного долголетия своих пациентов. При этом кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики выходят на авансцену этих преобразований, становясь драйверами изменений в медицинском образовании.

Доцент кафедры госпитальной терапии Елена Пономарева осветила в своем выступлении о значении олимпиад по терапии в образовании и воспитании обучающихся. Организация и проведение олимпиады по терапии как современной образовательной технологии способствует повышению интереса к преподаваемой дисциплине, мотивации к профессиональному росту участников, выявляет эрудицию и степень владения конкурсантов клиническим мышлением.

В докладе ассистента кафедры пропедевтики внутренних болезней Валерии Семеновой «Ювелиры терапевтической школы» был рассмотрен вопрос «как из студента сделать выдающегося специалиста». Обращено внимание на многозадачность при подготовке будущего терапевта: не только приобретение необходимых знаний и навыков, но и гражданско-патриотическое, научно-образовательное, спортивно-оздоровительное, культурно-творческое воспитание, а также участие в волонтерском движении.