Проект «Врач будущего»: полный разбор

Цель инновационного образовательного проекта «Врач будущего» на базе Саратовского медицинского университета - формирование новой модели медицинского образования, подготовка лидеров медицинских профессий в сферах инновационной и изобретательной деятельности, подготовка будущих медицинских работников к участию в проектах разного уровня сложности и умению эффективно организовать работу команды для достижения конкретных задач.
Что это означает? Сейчас расскажем.
В 2021 году в рамках проекта начали обучение 40 первокурсников – 20 по специальности «Лечебное дело» и 20 по специальности «Педиатрия». С этого момента, ежегодно на каждом из двух факультетов набирается по одной группе. Обучение для них проходит по углубленному учебному плану, с наставничеством ведущих преподавателей вуза.
Немного о проекте
Инновационный образовательный проект был создан по инициативе ректора СГМУ Андрея Еремина. В его рамках ведется комплексная многоуровневая подготовка специалистов высшей квалификации, учебный процесс тесно связан с научными исследованиями и реальной практикой. Подробнее о «Врачах будущего» рассказывает декан педиатрического факультета, доктор медицинских наук Андрей Аверьянов.
- Если коротко, то суть проекта состоит в подготовке врачей-исследователей, которые будут стоять на передней линии научных разработок и исследовательских проектов, прежде всего, конечно, нашего университета, - говорит Андрей Петрович. - Мы заинтересованы в подготовке кадров для научно-исследовательских подразделений, для клинического центра. Студенты включаются в работу по грантовым исследованиям и клиническим испытаниям. Практика показывает, что ребята хорошо себя проявляют, и уже к концу второго курса имеют научные публикации. Практически все студенты представляют вуз на международных и российских междисциплинарных конкурсах и олимпиадах.
Личная мотивация
Как стать участниками проекта? Ими могут стать абитуриенты, поступившие на бюджетные места не ниже, чем с 260-ю баллами по сумме трех экзаменов ЕГЭ. И даже учитывая столь жесткие условия, на одно место в проекте претендует более двух человек.
- Абитуриенты предоставляют портфолио – характеристики, грамоты, дипломы, сертификаты, различные свидетельства как учебной, так и творческой деятельности, - продолжает Андрей Аверьянов. – Кроме того, ребята обязательно пишут короткое эссе, мотивационные письмо, где объясняют, почему они хотят получать образование именно в рамках этого проекта. Стать частью программы можно и позже. После окончания 3 курса предусмотрен дополнительный набор. Шанс присоединиться получают студенты, которые хорошо зарекомендовали себя в первые три года обучения, обладающие определенными достижениями и в достаточной степени владеющие английским языком. Такие ребята будут подавать заявления на включение в проект в 2024 году.
Наука и практика
Начиная со 2-го курса, участники проекта «Врач будущего» работают под руководством наставников в лице профессоров и докторов наук на клинических кафедрах и еще в большей степени погружаются в медицинскую практику. Это уже практически индивидуальное кураторство или наставничество, которое определяет дальнейшее развитие.
По словам Андрея Аверьянова, такая работа дает хороший результат. Но это не значит, что сформированные команды останутся неизменными до 6 курса. Вполне возможно, что в будущем студенты изменят свою траекторию и выберут другое направление. Соответственно, их наставником станет специалист другого профильного направления.
В распоряжении студентов: центр коллективного пользования, молекулярно-генетическая лаборатория, научно производственный центр питания, другие научно-исследовательские подразделения вуза. Здесь они могут изучать дополнительно факультативные дисциплины, разработанные ведущими сотрудниками университета.
Начиная с 3-го курса для участников проекта обучение идет по индивидуальным планам. Выбирая будущую клиническую специальность, кто-то выбирает область терапии или педиатрии, кто-то предпочитает хирургическое направление. Ориентируясь на сделанный выбор, «врачам будущего» предоставляется больший набор дисциплин именно этого профиля.
Медицинские кадры нового поколения
- После третьего курса ребятам предстоит диагностическая практика по специальности, - комментирует Андрей Аверьянов. - И мы постараемся, чтобы они смогли ее пройти на базах ведущих вузов-партнеров. В том числе, участники проекта получат приоритет по программе обмена международной ассоциации студентов медицинских и фармацевтических вузов (IFMSA).
Андрей Петрович отмечает, что современный мир требует от молодого специалиста не только высоких профессиональных знаний, но и большого багажа уникальных навыков и компетенций, которым как правило, не обучают в рамках традиционной образовательной программы медуниверситета. Медицинские кадры нового поколения должны обладать широким междисциплинарным кругозором, навыками межличностного общения, командной работы, возможностью общения на иностранном языке. В современном обществе возрастает роль научной и высокотехнологичной составляющей в компетенции врача, применения принципов предиктивно-превентивной и персонализированной медицины.
- Врач будущего – это специалист, который достаточно четко представляет себе, что сегодня происходит на переднем крае медицинской науки и что откроется в ближайшее время. Он всегда должен быть готов к таким переменам и возможностям. Я считаю, что это один из самых интересных и перспективных проектов. Рассчитан он до 2027 года и, когда ребята окончат шестой курс, мы сможем сделать более четкие и объемные выводы, оценить проект в полной мере, - резюмировал Андрей Аверьянов.