О факультете

Лечебный факультет Саратовского государственного медицинского университета является полноправным приемником медицинского факультета старейшего университета России — Саратовского Императорского Николаевского. Университет был образован в 1909 году с единственным до 1917 года медицинским факультетом. Острую социально-экономическую необходимость открытия его именно в Саратовском регионе подчеркивает тот факт, что из десяти городов — Астрахань, Витебск, Воронеж, Минск, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Смоленск, Царицын и Ярославль, которые также ходатайствовали перед правительством об открытии университетов, приоритет был отдан Саратову. В 1930 году медицинский факультет Саратовского университета был преобразован в самостоятельное высшее учебное заведение — медицинский институт, получивший в 1993 году статус университета. Таким образом, лечебный факультет СГМУ, имеет более чем 100-летний опыт подготовки врачебных кадров и является родоначальником высшей медицинской школы в Саратове.

На кафедрах лечебного факультета сформировались известные в России и за рубежом научно-педагогические школы. Саратовская медицинская школа знаменита видными организаторами практического здравоохранения республиканского и краевого уровней, руководителями высших и средних учебных заведений, лечебных и научно-исследовательских учреждений, деятелями военной медицины. Среди них, первый ректор университета хирург проф. В. И. Разумовский — один из основоположников нейрохирургии в России, Герой Труда, засл. деятель науки РСФСР, организатор и составитель Уставов университетов в Тбилиси и Баку; патофизиолог, академик АН СССР и АМН СССР, президент Академии наук Украины проф. А. А. Богомолец; кардиохирург лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, академик А. Н. Бакулев; действительные члены АМН СССР — хирурги С. Р. Миротворцев и С. И. Спасокукоцкий, хирург-пульмонолог Ф. Г. Углов, фармаколог В. И. Скворцов, гигиенист А. А. Минх, гематолог М. А. Кассирский, патофизиолог Н. Н. Сиротинин, член-корреспонденты АМН СССР — гистолог Н. Г. Колосов, микробиолог И. В. Домарадский, хирург Е. А. Березов, невропатолог К. Н. Третьяков; первая в мире женщина-профессор судебной медицины — Л. Б. Лейтман; получившие международное признание заслуженные деятели науки РФ — Г. Н. Захарова (госпитальная хирургия), М. П. Кутанин (психиатрия), Э. Ш. Халфен (пропедевтика внутренних болезней), Е. И. Бабиченко (нейрохирургия), К. И. Бендер (фармакология); известные ученые профессора Е. С. Иваницкий-Василенко (нормальная физиология), Л. С. Шварц (госпитальная терапия) М. И. Поповьян (факультетская хирургия), К. И. Мышкин (факультетская хирургия), Л. И. Лось (общая гигиена и экология), Н. А. Ардаматский (факультетская терапия) и др.

В настоящее время на ряде кафедр лечебного факультета плодотворно трудятся известные ученые — заслуженные деятели науки РФ профессор В. Ф. Киричук (зав. кафедрой нормальной физиологии), заслуженный врач РФ И. А. Салов (зав. кафедрой акушерства и гинекологии лечебного факультета), профессор С. С. Слесаренко (кафедра факультетской хирургии), профессор В. С. Сперанский (кафедра анатомии человека).

На факультете проводится подготовка врачей по специальности 060101 „лечебное дело“ по программе, соответствующей требованиям ГОС ВПО, а с 2011 года — ФГОС ВПО. Срок обучения — 6 лет. Учебный процесс осуществляется на 48 кафедре теоретического и клинического профиля, на которых работают 47 докторов и 237 кандидатов наук, 44 профессора, 90 доцентов, 10 старших преподавателей и 210 ассистентов. В настоящее время на факультете обучается более 2500 студентов.

Подготовка студентов по теоретическим дисциплинам ведется на базе 6-и специальных учебно-лабораторных корпусов, по клиническим дисциплинам — на собственных клинических базах университета и лечебно-профилактических учреждений г. Саратова. Среди преподавателей клинических кафедр более 390 человек имеют высшую врачебную квалификационную категорию.

Первые полтора года студенты изучают медико-биологические и теоретические дисциплины — биологию, химию, физику, гистологию, анатомию и физиологию человека. Затем начинается изучение законов функционирования организма человека при тех или иных болезненных состояниях (кафедры патологической физиологии, патологической анатомии) и одновременно проводится знакомство с первыми клиническими дисциплинами, изучаются симптомы, которые сопровождают ту или иную болезнь человека. Будущие врачи приобретают навыки обследования и общения с больными.

Начиная с третьего курса, учебный процесс проводится преимущественно на клинических кафедрах, непосредственно у постели больного или операционного стола. Продолжается изучение основных медицинских дисциплин — терапии, хирургии, акушерства и гинекологии. В преподавание вводятся дисциплины узкого профиля — оториноларингология, дерматология, нервные болезни, офтальмология, психиатрия, инфекционные болезни и другие.

Обучение на 6-ом курсе завершается итоговой государственной аттестацией, которая состоит из трехэтапного междисциплинарного экзамена, включающего в себя тестовый контроль, проверку практических навыков и устное собеседование с решением ситуационных задач по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии. Успешно выдержавшим итоговую аттестацию выдается диплом врача по специальности „лечебное дело“, и молодые врачи направляются на один год в интернатуру для специализации по избранной ими специальности, по окончании которой они получают право заниматься самостоятельной врачебной деятельностью.

Большое внимание в подготовке врача к самостоятельной работе уделяется освоению практических умений и навыков, которые приобретаются во время летней производственной практики: после 2-го курса — по уходу за больными, после 3-го курса — фельдшерская, после 4-го курса — первичная врачебная и, наконец, после 5-го курса — практика участкового врача.

На кафедрах факультета активно работают элективные курсы, часть из которых сформировались в сквозные, т.е. переходящие с курса на курс, например, „Неотложные состояния в медицине“, „Менеджмент в здравоохранении и страховая медицина“ и др.

Студенты факультета имеют возможность, начиная с первого курса, заниматься научно-исследовательской работой в научных студенческих кружках при кафедрах факультета. Кружковцы успешно участвуют в работе научных конференций, проводимых ежегодно в университете, а также в других вузах России, Ближнего и Дальнего зарубежья. Координирует эту работу Студенческое научное общество (СНО) СГМУ. Участие в работе общества является хорошей рекомендацией для последующего обучения в ординатуре и аспирантуре.

Специальность „клиническая психология“

В СГМУ подготовка выпускников по специальности „клиническая психология“ осуществляется с 2007 года.

Клиническая психология — специальность широкого профиля, участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

В России долгое время был принят термин „медицинская психология“, определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, была введена специальность „клиническая психология“.

Клиническая психология — отрасль психологии, которая использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Клиническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни. Изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь. Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.

Основной акцент в преподавании клинической психологии в нашем университете сделан на обучение и подготовку выпускников для работы с различными категориями пациентов: больными взрослыми и детьми, их родственниками и друзьями, инвалидами и здоровыми пациентами. Работа с персоналом специализированных и обычных медицинских, образовательных и вспомогательных учреждений. Клинический психолог должен уметь убедить пациента в необходимости лечения, помочь пациенту и его родственникам понять необходимость друг в друге, найти взаимопонимание между собой и лечащим врачом, подготовить к проведению сложных медицинских манипуляций, научить жить и радоваться жизни в самых тяжелых ситуациях. Клинический психолог обязан научить своих пациентов позитивному взгляду на жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Осваивая фундаментальные общепсихологические и клинико-психологические дисциплины, студенты знакомятся с прикладными предметами, посвященными специальным аспектам будущей профессии. Особое внимание уделяется обучению различным диагностическим методикам и приемам психологического воздействия. Важным элементом подготовки являются специальные практикумы, которые проводятся на базе медицинских и образовательных учреждений. Студенты специальности обучаются навыкам применения диагностических и психокоррекционных методик в реальной ситуации общения с больными, вырабатывают навыки индивидуальной и групповой работы, как с больными, так и со здоровыми людьми. Преподавание ведется на 18 кафедрах университета.

В соответствии со своей подготовкой клинические психологи могут выполнять самые различные функции: диагностические, коррекционные, экспертно-консультативные, профилактические, реабилитационные, научно-исследовательские, учебно-педагогические и другие.

Клинические психологи активно работают в детских дошкольных заведениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в Центрах коррекционной и лечебной педагогики, в службах семьи и детства и др. Привлекаются для работы в службах социальной защиты населения. Сегодня их можно встретить в центрах занятости, службах по подбору кадров, учреждениях социальной помощи населению, службах планирования семьи, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, в службах кризисных состояний и многих других.

До 2011 года, согласно ГОС ВПО по специальности 030302 „клиническая психология“, продолжительность обучения для дневной очной формы составляла 5 лет, для студентов по заочной форме — 6 лет.

С 2011 года проводится подготовка специалистов на основе ФГОС ВПО по специальности 030401 „клиническая психология“. Продолжительность обучения 5,5 лет, форма обучения — очная.

По окончании обучения выпускникам присваивается квалификация психолог, клинический психолог, преподаватель психологии.