Учебная работа кафедры многогранна и проводится по основным образовательным программам: лечебное дело (31.05.01), педиатрия (31.05.02), академический бакалавриат-сестринское дело (34.03.01), медико-профилактическое дело (32.05.01), клиническая психология (37.05.01), профессиональное образование в ординатуре по специальностям „терапия“ (31.08.49),„гастроэнтерология“ (31.08.28 ) „пульмонология“ (31.08.45), аспирантуре — по специальности „внутренние болезни“(14.01.04), послевузовское профессиональное образование врачей на факультете профессиональной переподготовки по специальностям „гастроэнтерология“ (31.08.28 ) и пульмонология(31.08.45).

На кафедре обучаются студенты 2–3 курсов лечебного факультета (пропедевтика внутренних болезней, сестринское дело), 2–4 курсов педиатрического факультета (пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни), 2–4 курсов медико-профилактического факультета (внутренние болезни), 1–5 курсов факультета клинической психологии очной и очно-заочной форм обучения (психогенетика, клиническая психология, практикум по психосоматике), 2–3 курсов стоматологического факультета (внутренние болезни с модулем психосоматики в стоматологии), 1–3 курсов института сестринского образования (академический бакалавриат).

С 2012 года на кафедре проходит подготовка в ординатуре по специальностям „гастроэнтерология“, „пульмонология“, с 2016 — по специальности „терапия“. С 1998 года традиционно проходят циклы переподготовки и общего усовершенствования врачей по специальностям „гастроэнтерология и „пульмонология“. С 2016 года преподавание на постдипломном этапе интегрировано в систему НМО, организованы циклы для гастроэнтерологов, эндоскопистов, терапевтов, гинекологов по различным актуальным проблемам гастроэнтерологии, по проблемам гастропатологии у беременных. Образовательные циклы для ординаторов и врачей постоянно пополняются акутальной научной информацией, поскольку преподаватели кафедры ежегодно участвуют в качестве докладчиков и слушателей в различных международных и всероссийских симпозиумах, а также проходят обучение с регулярным подтверждением сертификата по педагогике, а также по методикам преподавания в вузе.

По всем учебных дисциплинам имеются современные рабочие программы, фонды оценочных средств, методические материалы для самостоятельной работы, размещенные на учебном портале кафедры, созданы и постоянно используются тесты разных уровней (входной контроль и итоговый контроль знаний), ситуационные задачи.

Практическая направленность обучения, компетентностный подход в подготовке будущих врачей во многом осуществляются благодаря мощному коечному фонду клинических баз кафедры. Образовательный процесс максимально приближен к практике. Студенты присутствуют на ежедневных утренних клинических конференциях, принимают участие в патологоанатомических конференциях, обязательным компонентом становится учебная история болезни, имеют возможность ежедневно общаться с разными пациентами, не только выявляя различные симптомы и синдромы, отрабатывая навыки клинического обследования и клинического мышления, но и постигая основы деонтологии и врачебной этики.

Важной задачей медицинского образования на кафедре является создание благоприятных условий для овладения студентами практическими навыками без нанесения вреда пациенту. Эти навыки необходимы для быстрого принятия решений при выполнении различных манипуляций, в том числе, при критических состоянияхпациентов. Для этих целей был организован класс отработки практических навыков на муляжах (клиническая база — Областной клинический кардиологический диспансер).

Инновационной формой преподавания всех разделов терапии стали олимпиады по внутренним болезням, которые в течение последних пяти лет (2013–2018) ежегодно проводятся коллективом кафедры на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах, на факультете постдипломного образования по специальности „гастроэнтерология“. Студенческие олимпиады проходят в несколько туров, предваряются обязательными творческими конкурсами, конкурсами на овладение практическими навыками, на решение клинических задач. Такие формы обучения позволяют максимально раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал студентов. В 2018 году студенты-кружковцы кафедры впервые приняли участие в межвузовской олимпиаде „Я- клиницист“.

Важной формой подготовки врача-специалиста на кафедре является производственная практика, которая проводится под руководством преподавателей кафедры на 2–3 курсах лечебного факультета, на 2–4 курсах медико-профилактического факультета, на 2,3 курсах института сестринского образования в лечебных учреждениях г. Саратова, выездная практика — в лечебных учреждениях городов Петровска и Вольска Саратовской области.

Кафедра является невыпускающей.