;

Детский врач больше, чем семейный

19 января 2023

В рубрике «Персона grata» мы будем рассказывать о людях, без которых представить СГМУ им. В.И. Разумовского невозможно. Один из них - директор клиники госпитальной педиатрии, заведующий кафедрой госпитальной педиатрии и неонатологии, д.м.н., профессор Юрий Черненков.


- Юрий Валентинович, почему вы стали врачом?

- Мой выбор профессии не связан с профессией родителей, как это часто бывает, они не медики. Разве что старшая сестра окончила медучилище и долгое время проработала медсестрой. Я же поначалу рассчитывал стать военным, тогда это направление было популярным. Однако по совокупности достижений и учитывая тягу к медико-биологическим наукам выбрал мединститут. Школу окончил с отличием и поступил на педиатрический факультет. Детские врачи у меня всегда вызывали уважение своим участием в жизни ребенка, авторитетом, знаниями. При этом, к большому сожалению, мужчин-педиатров не так много. Принято считать, что мальчики мечтают о хирургии, мануальных практиках. Я, конечно, посещал различные кружки, но к концу обучения уже был рекомендован к ординатуре по педиатрии, потом к работе на кафедре, так начались мои ступеньки профессиональной лестницы.

- Как дальше складывалась ваша судьба?

- Я поступил в ординатуру на кафедре госпитальной педиатрии, после окончания которой работал в должности ассистента этой кафедры. Защитил кандидатскую, перешел на кафедру лечебного факультета детских болезней, прошел путь от ассистента кафедры до профессора. В 2001 году был избран на должность заведующего кафедрой поликлиничес-кой педиатрии. С 2010 по 2017 год работал проректором по научно-исследовательской работе СГМУ им. В.И. Разумовского. С 2014 года начал заведование кафедрой госпитальной педиатрии и неонатологии. По названию кафедры создана клиника госпитальной педиатрии, в состав которой входит отделение детской пульмонологии. Наши интересы напрямую связаны с заболеваниями органов дыхания у детей как инфекционного, так и неинфекционного генеза. С каждым годом растет количество детей с аллергическими заболеваниями, болезнями респираторного тракта, одна из которых это, конечно же, бронхиальная астма. Нужно отметить, что отделение сейчас базируется в новой клинике детских болезней СГМУ на ул.Соколовой, 97/100.

- Вы могли бы объяснить разность направлений педиатрии в университете: факультетская, госпитальная, пропедевтика… Кажется, что они дублируют друг друга.

- Если простыми словами, то пропедевтика детских болезней – вводная часть дисциплины педиатрия, традиционно включающая в себя обучение основам диагностики и частной пато-логии. Факультетская педиатрия – раздел клинической медицины, рассматривающий наиболее часто встречающиеся заболевания детского возраста в их типичном варианте течения, а также диагностические, лечебные и профилактические мероприятия при них с учетом возрастной специфик. А госпитальная педиатрия – это стационарный этап с проведением дифференциальной диагностики заболевания, постановки окончательного клинического диагноза и назначения лечения.

Практически это условное разделение дисциплин для удобства образовательного процесса. Если же рассматривать работу клиник, задачи наши абсолютно одинаковы: здоровье и благополучие детей, а больные могут разделяться по направлениям: пульмонология, нефрология, эндокринология и так далее.

- Вы сталкивались с мнением, что педиатры должны обладать большим количеством знаний, чем врачи остальных специальностей?

- Возможно имеется в виду, что педиатр должен уметь работать с больными разных возрастов. Помимо особенностей детского организма, нужно подмечать состояние здоровья и родителей ребенка. Эффективность нашей работы определяется работой с семьей. Педиатр должен учитывать состояние здоровья родителей ребенка, планирую комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Информация которой обладают педиатры, связана не только с особенностями детского организма, но и с особенностями заболеваний других возрастных периодов. Поэтому они наиболее близки к семейной медицине. Семейная медицина, к сожалению, не получила широкого развития в России, но для работы в этом направлении лучше всего подходят врачи-педиатры.

- А правда ли, что врачи не любят на отдыхе говорить, что они врачи?

- Порой на отдыхе врач может попасть в ситуацию, когда встает вопрос об оказании экстренной помощи. Эти моменты, к сожалению, не регламентированы утвержденными нормативными документами. По моральным принципам – да, должен помогать, но по правовым нормативам деятельность его в этой области не лицензирована и должна оказываться соответствующими службами. Поэтому некоторые врачи не обнаруживают себя – слишком много ситуаций, когда доктор оказывал неотложную помощь, но потом становился объектом судебных разбирательств.

У меня были ситуации, связанные с оказанием помощи в поездах, но они были консультативного характера и ограничивались использованием терапевтических приемов.

- А как вам желание людей-немедиков проконсультироваться при любом удобном случае?

- Я всегда готов откликнуться в плане совета, высказать мнение, но не подчеркивать, что я врач. Если маски сброшены, то, как правило, человека не интересует специальность – педиатр ты или акушер-гинеколог, он просто начинает говорить о своем нездоровье. С одной стороны, рациональное зерно в этом есть. Сейчас практикуется экспертное мнение, так наз. «второе мнение». И я двумя руками за возможность пациента идти к нескольким врачам. Каким бы авторитетным не было мнение одного врача, но консилиумы не теряют своей актуальности. Возвращаясь к работе нашей клиники госпитальной педиатрии, мы постоянно проводим различного уровня консилиумы, привлекая коллег с других кафедр, клиник нашего университета, консультируемся с коллегами из других российских научных и образовательных учреждений . Эффективность принятых решений в медицине во многом определяется междисциплинарным подходам.

- Как вы оцениваете уровень образования нынешних студентов?

- Я уже 35 лет наблюдаю за несколькими поколениями студентов и могу отметить, что раньше преподаватель был единственным источником знаний, в связи с чем к нему было соответствующее отношение. Сейчас же его роль изменилась. Он, скорее, своеобразный «тьютор», определяющий нужное направление для получения качественных знений.. Хотя формирование клинического мышления у студентов - очень сложный процесс процесс. Необходим комплексный подход к больному, основанный не только на достижениях современных медицинских технологий, но обязательно использование классических мануальных навыков, которым можно научить только у постели больного. Фигура врача продолжает оставаться центральной. Мне кажется, сейчас у студентов нет понимания сложности врачебной работы и получить это представление в полной мере они не могут. Для них оценка их умений и навыков является отметка на экзамене, хотя не она во многом определяет навыки врача

Процесс врачебной деятельности более сложен и многогранен, чем просто оценка по конкретной дисциплине.

- Как вы относитесь к современным технологиям обучения?

- К дистанционным формам отношусь позитивно, но при сохранении возможности клинической работы обучающихся. Перспективной представляется гибридная, смешанная форма обучения. Лекции читаются дистанционно, это удобный формат: студент может ознакомиться с материалами лекции в аудио-видео формате, самостоятельно проконтролировать знания по теме лекции, ответив на контрольные вопросы. А клинические практические занятия заменить другими формами очень сложно, хотя современный цифровой формат иногда позволяет это делать. Высокий уровень профессионального образования в нашем университете во многом определяется доступностью многопрофильных клинических баз, единством образовательного процесса и лечебной работой в клиниках, которые были организованы по инициативе ректора нашего университета Андрея Еремина и процесс трансформации их деятельности продолжается.