Ведущей задачей коллектива кафедры госпитальной педиатрии и неонатологии является додипломная подготовка студентов, а также обучение врачей: в клинической ординатуре — по педиатрии, в клинической ординатуре и циклах первичной переподготовки и усовершенствования — по неонатологии.

На основной базе кафедры — в клинике госпитальной педиатрии Клинической больницы им. С.Р. Миротворцева Саратовского медицинского университета создан учебный блок общей площадью более 400 кв. м., оснащенный всем необходимым оборудованием для проведения занятий со студентами на современном уровне. В него входят компьютерный класс (12 компьютеров) с выходом в Интернет; 5 учебных комнат, оснащенных 11 компьютерами; аудитория на 200 посадочных мест. Лекции для студентов 2 и 6 курсов читаются проф. Ю.В. Черненковым, проф. А.С. Эйберманом, проф. В.Д. Трифоновым, проф. Н.А. Курмачевой, доц. О.И. Гуменюк, доц. Л.Г. Бочковой, доц. Ю.М. Спиваковским и доц. А.Ю. Спиваковской.

На кафедре преподаются по стандарту ФГОС ВО дисциплины:

  1. „Госпитальная педиатрия“ для студентов 6 курса педиатрического факультета, относится к базовой части блока 1 учебного плана по специальности „педиатрия“.
  2. „Неонатология“ для студентов 6 курса педиатрического факультета, относится к базовой части блока 1 учебного плана по специальности „педиатрия“.
  3. „Детская ревматология“ для студентов 6 курса педиатрического факультета, относится к дисциплинам по выбору вариативной части блока 1 учебного плана по специальности „педиатрия“.
  4. „Введение в специальность“ для студентов 2 курса педиатрического факультета, относится к обязательным дисциплинам вариативной части блока 1 учебного плана по специальности „педиатрия“

Обучение студентов и клинических ординаторов по дисциплине „госпитальная педиатрия“ обеспечивается всем лечебно-диагностическим потенциалом клинической больницы им С. Р. Миротворцева СГМУ. В преподавании используются кабинеты функциональной диагностики (УЗИ, ЭКГ), рентгенодиагностики, эндоскопии и физиотерапии; лабораторная база. Цикл неонатологии на 6 курсе педиатрического факультета проходит на базе Перинатального центра Городской клинической больницы № 8.

Учебный процесс по дисциплинам кафедры обеспечен необходимым количеством учебников (изд. МЗ РФ и СГМУ); учебно — методическими пособиями, изданными профессорско — преподавательским составом кафедры госпитальной педиатрии и неонатологии и других кафедр СГМУ. Имеются учебные программы, методические пособия, CD-диски с аудио- и видео-информацией, компьютерные обучающие программы.

Одной из форм обучения студентов на выпускающей кафедре является учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) На 6 курсе медицинского университета основной формой УИРС являются студенческие клинические конференции по разбору тяжелых и диагностически неясных больных.

Студенты готовят больных для доклада на конференции, участвуют вместе с преподавателями и врачами в дискуссии по диагнозу, определению тактики и методов лечения. В течение учебного года проводится 9 — 10 конференций.

Другими формами УИРС на кафедре по дисциплинам госпитальной педиатрии и неонатологии являются:

  • проведение анализа особенностей клинических проявлений и течения того или иного заболевания по материалам клиники (например, анализ структуры аллергических реакций у детей; результаты клинико-инструментальных исследований больных с кишечным стазом за 10 лет, с заболеваниями верхних отделов ЖКТ у детей, с атопическим дерматитом и др.);
  • анализ клинических результатов использования новых диетических и фармацевтических препаратов у больных с разнообразной патологией;
  • присутствие на патологоанатомических конференциях Клинической больницы им. С. Р. Миротворцева СГМУ;
  • ночные дежурства в клинике (2 дежурства за цикл) с докладом на утренних конференциях;
  • проведение санитарно-просветительской работы на дежурствах с родителями больных детей и детьми;
  • работа в приемном отделении для детей, в кабинетах функциональной диагностики (2 дежурства за цикл) и манипуляционных кабинетах;
  • участие студентов 6 курса в проведении утренней экспресс-информации по современным проблемам педиатрии.

Основной клинической базой курса неонатологии Института постдипломного обучения являются ГУЗ „Перинатальный центр“ г. Саратова и Областной перинатальный центр — ведущие медицинские учреждения города и области, оказывающие высококвалифицированную акушерско-гинекологическую и неонатальную помощь. Лекции и занятия для слушателей циклов первичной переподготовки и усовершенствования проводят доц. О.С. Панина и доц. В.Н. Нечаев.

В рамках последипломного образования на кафедре обучаются врачи-педиатры на цикле первичной специализации по дисциплине „неонатология“, врачи-педиатры на цикле тематического усовершенствования „неонатология для участковых педиатров“, а также врачи-неонатологи на циклах тематического усовершенствования: „реанимация в родильном зале“ и „интенсивная терапия в неонатологии“.

Обучение проводится по следующим циклам.

  • Первичная переподготовка по специальности „Неонатология“. Срок обучения — 720 часов. Категория обучающихся: врачи-неонатологи, врачи-педиатры, врачи-реаниматологи. Форма обучения: очная. Режим занятий: по 6 учебных часов в день. После окончания обучения выдается сертификат специалиста.
  • Общее усовершенствование по специальности „Неонатология“. Срок обучения — 216 часов. Категория слушателей: врачи-неонатологи. Форма обучения: очная. Режим занятий: по 6 учебных часов в день. После окончания обучения выдается сертификат специалиста.
  • Информационный цикл для врачей-интернов смежных специальностей „Актуальные вопросы неонатологии“. Срок обучения — 72 часа. Категория слушателей: врачи-интерны. Форма обучения: очная. Режим занятий: по 6 учебных часов в день.
  • Информационный цикл для врачей-ординаторов смежных специальностей „Актуальные вопросы неонатологии“. Срок обучения — 72 часа. Категория слушателей: врачи-ординаторы. Форма обучения: очная. Режим занятий: по 6 учебных часов в день.
  • Обучение в клинической ординатуре по специальности „Неонатология“. Срок обучения — 2 года. Форма обучения: очная. Режим занятий: по 6 учебных часов в день. После окончания обучения выдается сертификат специалиста.
  • Цикл тематического усовершенствования „Аудиологический скрининг у новорожденных“. Категория слушателей: врачи-неонатологи и сестры детских отделений родильных домов, врачи-отоларингологи детских поликлиник. Срок обучения — 72 учебных часа — 2 недели — 0,5 месяца. Форма обучения: очная. Режим занятий: по 6 учебных часов в день.
  • Цикл тематического усовершенствования (ТУ) „Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям“. Категория слушателей: врачи-неонатологи, врачи отделений реанимации новорожденных, врачи акушер-гинекологи. Срок обучения: 36 часов — 1 неделя. Форма обучения: очная. Режим занятий: по 6 учебных часов в день.
  • Цикл тематического усовершенствования (ТУ) „Актуальные вопросы неонатологии“. Категория слушателей: участковые педиатры и медицинские сестры детских поликлиник, врачи-неонатологи и сестры детских отделений родильных домов. Срок обучения: 72 учебных часа — 2 недели — 0,5 месяца. Форма обучения: очно-заочная. Режим занятий: по 6 учебных часов в день.
  • Цикл тематического усовершенствования (ТУ) „Поддержка и продвижение грудного вскармливания“. Категория слушателей: врачи акушер-гинекологи и акушерки женских консультаций и родильных домов, участковые педиатры и медицинские сестры детских поликлиник, врачи неонатологии сестры детских отделений родильных домов, консультанты по грудному вскармливанию. Срок обучения: 72 учебных часа — 2 недели — 0,5 месяца. Форма обучения: очно-заочная. Режим занятий: по 6 учебных часов в день.

Направления программы развития образовательной деятельности кафедры:

  1. переход к обучению в соответствии с современным отечественным стандартом;
  2. внедрение активных и интерактивных форм инновационного обучения;
  3. создание и совершенствование программы симуляционного обучения;
  4. внедрение и проведение структурированного курсового экзамена;
  5. проведение Олимпиад по специальности „педиатрия“ для студентов 5 и 6 курсов;
  6. подготовка и участие команды студентов старших курсов во Всероссийских олимпиадах и конкурсах по педиатрии;
  7. осуществление методической поддержки реализации конкретных образовательных программ: материалы для аудиторной работы, материалы для самостоятельной работы, списки рекомендуемой литературы по темам, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, типовые модели творческих работ, учебные электронные материалы.